ФАС намерена добиться выделения розничного бизнеса в нефтяных компаниях. Те, кто не сделает это добровольно, будут разделены в принудительном порядке. Начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, впрочем, не является сторонником жестких мер, считая, что разделение должно происходить постепенно, пишет РБК daily.
Разделить опт и розницу ФАС предлагала еще в 2010 году в законопроекте «О нефти», но документ так и не был принят. Однако от своей идеи антимонопольщики не отказались. А после рассмотрения дел о нарушении крупнейшими компаниями антимонопольного законодательства (в период 2007—2011 годов ФАС провела три волны дел), где во всех случаях имела место дискриминация крупными ВИНК независимых АЗС, только убедились, что совмещение двух видов бизнеса мешает конкуренции. В частности, крупные компании устанавливали более высокие цены независимым компаниям, предоставляли худшие условия по объемам поставок топлива.
Сейчас ФАС намерена создать равные условия деятельности как для независимых АЗС, так и для розничных сетей, которые входят в холдинг ВИНК. Требование выделения розничного бизнеса в отдельную структуру содержится в законопроекте «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в России» (документ находится в правительстве). Начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин рассказал, что в нем предлагается реализовать механизм «мягкого разделения», и какого-либо запрета на владение тем или иным бизнесом не предусмотрено.
Речь идет только о том, чтобы организационно выделить именно розничную реализацию, а АЗС, входящие в структуру ВИНК, будут на равных условиях конкурировать с независимыми игроками, говорит он. Правда, пока еще не определено, на основании какой схемы передавать на переработку нефть ВИНК: по договору купли-продажи или по давальческой схеме. Дмитрий Махонин за первую схему, так как она, по его мнению, более прозрачна. «В рамках некоторых компаний, по их желанию, сегмент, связанный с деятельностью нефтебаз, также может быть организационно обособлен. Однако это решение должно быть корпоративным», — отмечает г-н Махонин. При этом в ходе обсуждения соответствующей торговой политики нефтяные компании могут предложить и свои варианты разделения.
В законопроекте будет предусмотрен переходный период (срок от одного до двух лет), в рамках которого компании должны обособить виды деятельности. В случае если компании не успеют это сделать, к ним будет применена процедура принудительного разделения (согласно закону «О защите конкуренции»).
Пока «добровольно» выделить свою розницу согласились ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».
К концу года «Газпром нефть» планирует завершить разделение оптового и розничного сегментов на самостоятельные юридические лица, рассказал директор по региональным продажам компании Александр Крылов. В пилотном режиме уже были разделены «дочки» «Газпром нефти» в Центральной России. В целом реорганизация коснется 23 тыс. человек и затронет компании с EBITDA на общую сумму 1 млрд долл.
«Газпром нефть» признала необходимость структурного разделения бизнесов, так как реализация топлива через АЗС уже давно стала самостоятельным видом бизнеса. По словам Александра Крылова, нигде в мире сегменты, связанные с обеспечением топливом в части доставки, хранения, реализации через АЗС, не принадлежат одному юридическому лицу. Выделение их в отдельные элементы — это тенденция, которая неизбежно произойдет на российском рынке, считает менеджер.
Представитель ЛУКОЙЛа говорит, что сейчас оптовыми поставками, а также мелкооптовыми и розничными продажами занимаются самостоятельные хозяйствующие субъекты — «дочки» ЛУКОЙЛа. По его словам, отношения строятся на коммерческой основе: завод продает топливо собственным сбытам, так и сторонним по одной цене. «Если в законопроекте речь идет об этом, то в ЛУКОЙЛе уже существует такое разделение», — говорит он. Получить комментарий «Роснефти» (компания владеет самой большой сетью АЗС — 2,4 тыс.) не удалось.
Основная цель разделения опта и розницы — снизить стоимость нефтепродуктов путем исключения трансферного ценообразования, однако АЗС останутся зависимыми от головной структуры, поэтому вряд ли продукты подешевеют, считает заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин. «Эта мера приведет лишь к удобству контроля со стороны ФАС розничного сектора компаний, которые будут выделены в отдельное юридическое лицо», — говорит он.
|