-->
Ведущие нефтесервисные компании мира Schlumberger NV и Halliburton Co ищут новые способы работы с клиентами на фоне резкого падения мировых цен на нефть.
Многие производители нефти и газа значительно сократили бюджеты на разведку и добычу после 60-процентного падения цен на нефть за последний год. Нефтесервисные компании в некоторых случаях взяли на себя роль банков, неохотно выдающих кредиты нефтяникам, а в других случаях предлагают клиентам расплачиваться долей в добыче.
После того как чистая прибыль Halliburton во втором квартале упала более чем на полмиллиарда долларов до $54 миллионов, генеральный директор Дейв Лесар сообщил аналитикам, что компании нужно искать новые источники дохода. Компания договорилась с инвестиционной фирмой BlackRock о финансировании на сумму $500 миллионов, которые, как сказал Лесар, помогут Halliburton «искать дополнительные способы работы с клиентами, различные бизнес-модели».
Компания не сообщила подробности договоренностей с клиентами. Другой вариант, который рассматривает Halliburton и предлагает клиентам Schlumberger, предусматривает получение компаниями доли в добыче из новых скважин.
Кроме того, компании предлагают клиентам новую технологию — рефрекинг — позволяющую повысить отдачу существующих скважин вместо бурения новых, каждая из которых обходится в несколько миллионов долларов.
Рефрекинг заключается в закупорке трещин в горной породе, из которых поступает нефть, для повышения давления в пласте, и создании в той же скважине новых разрывов путем нагнетания туда смеси воды, песка и химикатов под высоким давлением.
Производители сланцевой нефти EOG Resources Inc и Anadarko Petroleum Corp считают, что технология рефрекинга требует доработки, но Chesapeake Energy Corp и Devon Energy Corp сообщили, что довольны результатами.
Devon использовала эту технологию на 1.000 скважин в Техасе, на нескольких десятках из них дважды, но сообщила, что не планирует пользоваться предложением нефтесервисных компаний о финансировании.
Глава Schlumberger Пол Кибсгаард признал, что клиенты, возможно, не захотят делиться добычей и предпочтут традиционные сервисные контракты.
«Это отражение того, хотят ли компании оставить себе большую часть доходов или переложить на нас все риски, но при этом потенциально отдавать нам гораздо больше прибыли», — сказал Кибсгаард, комментируя результаты компании.
reuters.com
|